Один из крупнейших российских банков — Межпромбанк, прежде не замеченный в стремлении заниматься массовым обслуживанием населения, начал экспансию на рынок частных банковских услуг. И уже инвестировал в свой розничный проект — «Межпромбанк Плюс» — 50 млн евро. Для того чтобы превратить банк в одного из самых заметных игроков на рынке, его акционеры готовы потратить еще 200 млн. долларов. О том, куда пойдут эти средства, рассказывает председатель совета директоров «Межпромбанка Плюс» Наталия САМКОВА.
В чем заключается ваша стратегия развития розничного бизнеса?
Наша программа развития предусматривает три этапа. Первый — технический — перевод розничного бизнеса из Международного Промышленного Банка в «Межпромбанк Плюс» (сейчас у нас около 500 млн. рублей частных вкладов и более 1 млрд. рублей выданных кредитов). С этим мы справимся довольно быстро — в течение двух-трех месяцев. Частные клиенты от этого только выиграют, получив современные банковские продукты и новое качество обслуживания. Второй этап — создание в течение года Центра обслуживания населения в Москве. Третий этап — экспансия в регионы, первые результаты которой, надеюсь, станут заметны через два года.
В отличие от других российских банков, развивающих розничный бизнес, мы не будем открывать в провинции полноценные филиалы — это экономически нецелесообразно. Свои продукты мы планируем распространять через агентскую сеть компаний-партнеров и мини-офисы. По сути, это будут центры самообслуживания, где клиент сможет сам пополнить счет, погасить кредит, снять средства с депозита и т. д. Хотя, конечно, если ему понадобится помощь сотрудника банка, он ее получит.
Центры банковского самообслуживания пока приживаются только в Москве, Санкт-Петербурге. В регионах же население еще не готово самостоятельно проводить банковские операции…
Практика покажет. Мы делаем большую ставку на информационную работу, на call-центры, которые будут работать во всех регионах. И потом, продукты, несмотря на их высокую технологичность, должны быть простыми и понятными для конечного потребителя.
В то же время мы не будем ограничиваться только вкладами и кредитованием. Мы планируем предоставить клиентам полный спектр услуг, в том числе расчетные операции, переводы, пластиковые карты и т. д.
На какую категорию клиентов вы рассчитываете?
Это массовый клиент, со средним доходом от 400 долларов в месяц. Кроме того, у нас будет VIP-обслуживание, которое предполагает полноценное управление частными средствами. Правда, оно будет занимать не более 10% розничного бизнеса. Повторюсь, мы ориентируемся именно на массового клиента.
Кто будет заниматься оперативным управлением банка? Ведь должность председателя правления пока вакантна… И как будет формироваться команда банка?
В ближайшее время мы назовем имя нового руководителя. Однако перед тем как его официально представить, мы должны соблюсти ряд формальностей… Сейчас могу лишь сказать, что это известный в банковских кругах человек.
Первой его задачей станет формирование команды розничного банка. В Международном Промышленном Банке достаточно сильное управление розничного бизнеса, но очевидно, что только наших сил здесь будет недостаточно. Перед «Межпромбанком Плюс» стоит серьезная задача, которая требует столь же серьезного похода к кадровому вопросу. Надеюсь, что в новом банке нам удастся собрать лучших розничных специалистов, энергичных, ярких и целеустремленных. Сейчас мы активно работаем в этом направлении.
У МПБ нет большого опыта в построении розничного бизнеса, в отличие от других российских банков, которые занимают лидирующие позиции на рынке уже несколько лет. Как вы будете с ними конкурировать?
Нашу линейку продуктов мы обкатывали давно, хоть и на небольшом числе клиентов. В этом бизнесе мы не новички, просто розница никогда не была для нас задачей номер один. Что касается этого рынка, то пока он не насыщен, и о жесткой конкуренции говорить не приходится. Уверена, что места на нем хватит всем, потенциал рынка огромен.
В «матрасах» у населения спрятаны колоссальные денежные средства, которые, теоретически, могли бы храниться на банковских депозитах. Еще больший потенциал в секторе потребительского кредитования. Согласно нашим исследованиям, за последние несколько лет этот рынок в России вырос в 20 раз. При этом объем потребительского кредитования составляет пока 2,7% от ВВП, в то время как в странах Восточной Европы — 8%, в развитых западных государствах — не менее 50%. И если посмотреть на прогнозы как российских, так и западных аналитиков, то в ближайшие пять-десять лет в этом секторе нас ожидает настоящий бум.
Говорить о жесткой конкуренции можно лишь тогда, когда бизнес находится на грани рентабельности, то есть банки не могут предложить более выгодные условия по продуктам, или если рынок полностью насыщен всеми возможными услугами, а качество обслуживания повсюду одинаково идеальное. У нас такого пока нет.
Розничный бизнес в России считается самым затратным для банков. Обычно проект выходит на самоокупаемость через 2—3 года. Как скоро вы планируете сделать «Межпромбанк Плюс» рентабельным?
В том виде, как в России принято строить розничный бизнес, это, действительно, недешево. Мы рассчитываем, что наш проект окажется менее затратным, и планируем вывести его на уровень рентабельности за два года.
Еще в марте МПБ объявил о том, что ведет переговоры с иностранными инвесторами. Вам удалось договориться об их участии в капитале розничного банка?
Те 50 млн. евро, которые инвестированы в уставной капитал «Межпромбанка Плюс», — это средства материнского банка. С западными инвесторами мы, действительно, ведем переговоры, однако до тех пор, пока они не завершены, мы не вправе разглашать детали. Скажу лишь, что мы рассматриваем в качестве партнеров несколько крупных коммерческих финансовых институтов, у которых есть опыт построения розничного бизнеса. В России своя специфика банковской розницы. Собственно, поэтому иностранцы сейчас предпочитают становиться акционерами уже действующих банков, а не создавать с нуля «дочку».
Однако вне зависимости от того, появятся среди акционеров банка иностранцы или нет, наши планы и концепция развития «Межпромбанка Плюс» останутся неизменными.
Наталья РОМАНОВА
Источник: Компания